Цифровое управление логистикой в кризис 2022
Закрытие границ, приостановка госконтрактов, дефицит запасных частей, повышение цен - минное поле, на котором сегодня оказалось большинство российских грузоперевозчиков.
Если год назад кто-то спорил, то сейчас всем понятно, что необходимо работать “по-новому”. Нужно антикризисная финансовая модель. Минимизация издержек. Внедрение современных систем управления. Эффективный и мотивированный персонал.
Но знать “что” не означает понимания “как”.
Подобно инструкции при авиакатастрофах, где кислородную маску необходимо надеть себе и только потом ребенку, руководству компании необходимо для начала разобраться во всех цифрах и только потом задуматься о человеческом капитале.
Цифровое управление логистикой
Закрытие границ, приостановка госконтрактов, дефицит запасных частей, повышение цен - минное поле, на котором сегодня оказалось большинство российских грузоперевозчиков.
Если год назад кто-то спорил, то сейчас всем понятно, что необходимо работать “по-новому”. Нужна антикризисная финансовая модель. Минимизация издержек. Внедрение современных систем управления. Эффективный и мотивированный персонал.
Но знать “что” не означает понимания “как”.
Подобно инструкции при авиакатастрофах, где кислородную маску необходимо надеть себе и только потом ребенку, руководству компании необходимо для начала разобраться во всех цифрах и только потом задуматься о человеческом капитале.
Когда начался отлив стало видно, кто купался без штанов
После коронованного 2020 года многие грузоперевозчики и логистические компании начали внедрять оцифровку процессов, unit-экономику и финансовое управление.
Подобные TMS (Transportation Management System) давно использовались лидерами рынка, но были слишком сложными и дорогими для малого бизнеса. Однако развитие технологий и появление новых систем управления логистикой от российских разработчиков планомерно снижает стоимость внедрения. И причиной их отсутствия в компании сегодня, скорее всего, является неумение и нежелание перестроить свою организационную структуру.
Мы в Логистат создали систему цифрового управления логистикой, закрывающую до 90% потребностей по цене в 30 раз дешевле аналогов.
Как работает оцифрованная система логистики в грузоперевозках?
Представьте, что каждая ваша перевозка разделена на множество кусочков с конкретным числовым показателем.
В реальном времени видно всю статистику по автомобилю: погрузка, разгрузка, расписание рейсов, объем доставленных грузов, фотокопии документов, расход шин, топлива и другие транспортные расходы.
В итоге руководитель компании понимает:
1. сколько чистой прибыли приносит каждый рейс
2. точные постоянные и переменные расходы
3. стоимость работы каждого водителя
4. расходы на шины и топливо
Можно управлять только тем, что можно оцифровать
Например, оцифровка покажет вам, что условный водитель Карп Якин работает неэффективно и сжигает ваши деньги. У него самые долгие простои транспорта на погрузке-разгрузке. Вместо четырех рейсов в день, выполняется всего два. Системное отклонение от нормы погрузки на 1-2 тонны и от утвержденного маршрута на 10-15 км. “Мутные” рейсовые расходы - штрафы, вулканизация и много кофе. Если раньше он рассказывал вам свою историю, то теперь в цифрах и показателях вы видите реальный результат.
Сейчас вам приходится дирижировать всеми процессами. Бесконечная координация в мессенджерах, телефонные звонки от клиентов, запросы по документации. Подобной рутиной нередко занимается сам руководитель, либо нанимает под это одного-двух специалистов. В нынешней экономической ситуации - это расходы, которые нужно урезать.
А ведь можно сделать так, чтобы водитель в мобильном приложении видел весь график его будущих рейсов и просто выполнял их, как миссии в компьютерной игре. Погрузился - зафиксировал, разгрузился - зафиксировал, выполнил заказ - все данные мгновенно попали в офис, документы автоматически сформировались и отправились адресатам. Вы лишь наблюдаете за результатом и подключаетесь в экстренных ситуациях.
Зарабатывать там, где теряют другие
Сегодня единственным способом получения прибыли на былом уровне и планомерного роста на 5-10% в год является стратегия оптимизация бизнес-процессов.
До 1 000 000 рублей в год за каждую единицу транспорта - именно столько в среднем удается сэкономить и заработать обычному грузоперевозчику сыпучих грузов за счет оцифрованной системы управления логистикой. Данные взяты из опыта внедрения систем в десятки российских компаний из малого и среднего бизнеса.
Вы итоге руководитель компании понимает:
- Оптимизация издержек. Когда вы видите абсолютно все расходы и доходы, вы можете найти дыры через которые утекают деньги. Обычно это непрофильные расходы компании. Часто выявляется, что какие-то маршруты или транспорт не работают в плюс, поскольку требуют регулярных издержек в виде ремонта или большего расхода топлива. Вы же концентрируйтесь только на том, что приносит максимальный доход в единицу времени.
- Автоматизация труда. Поскольку система выполняет множество задач в автоматическом режиме, можно отказаться от сотрудников выполняющих “соединяющую” функцию и рутинные процессы. Если раньше у вас были люди, которые готовят документы, держат связь с водителями, составляют вручную маршрутные листы и вносят данные в excel-таблицы для отчетности, то теперь все это делает программа. Высвобождается от 2 часов рабочего времени в день бухгалтера и логиста. Вы тратите меньше денег на ФОТ и налоговые взносы.
- Система мотивации водителей. Оцифровка помогает понять водителям, как он зарабатывает деньги. Он видит, что каждый рейс приносит ему конкретную прибыль и начинает мыслить категорией предпринимателя. Если я работаю эффективно - я зарабатываю больше. Как итог, КПД работы повышается на 10-20%.
- Дополнительный сервис для клиентов. Удобно, когда заказчик может получить автоматическое уведомление о том, что машина к нему выехала. Когда нужные документы приходят сразу без задержек. Когда грузоперевозчик становится прозрачным и понятным, у него хочется заказывать чаще и больше.
- Время руководителя. Самое главное - эффективность генерального директора. Высвобождается дополнительное время на развитие новых направлений бизнеса и поиск крупных клиентов.
- Норма погрузки и разгрузки. Система контролирует вес груза на всем его пути. Если говорить об этапе погрузки, то в случае перевеса компания теряет на большей амортизации транспорта, а в случае недовеса упускает потенциальную прибыль. При этом IT-сервис позволяет выявить случаи неточности на весах получателя. Стабильная дельта между весом погрузки и разгрузки может сделать рейс экономически нецелесообразным.
- Соблюдение километража. На каждый рейс закладывается определенный маршрут, исходя из которого складываются расходы на топливо, шины и зарплату водителей. Даже небольшое отклонение от километража для компании из 10 автомобилей означает тысячи километров в месяц, которые съедают чистую прибыль.
Оцифрованная система логистики поможет считать деньги с точность до рубля и оптимизировать бизнес-модель. Например, в среднем для небольшой компании на 10 самосвалов удается получить до 10 000 000 рублей дополнительной прибыли в год за счет цифровой модели управления логистикой. В предприятиях покрупнее - суммы до 50% от их текущей чистой прибыли.
Сегодня в России подобная оцифровка грузоперевозок внедрена не более чем у 5% предприятий, когда на зарубежном рынке эта цифра в 3 раза больше (согласно исследованиям McKinsey).
Большинство работает по-старинке - телефон и бумага. Кто “продвинутее” внедрили 1С. Однако базовая версия ограничена в своем функционале, а кастомизацию может позволить себе только средний и крупный бизнес.
Сколько стоит оцифровка системы грузоперевозок?
Выше мы перечислили основной и самый востребованный функционал для оцифровки системы управления логистикой. Лидеры рынка грузоперевозок, как правило, используют сложные WMS-, TMS- и YMS-системы, возможности которых практически безграничны. Каждый показатель пересекается с другим, образуются новые KPI по формулам и различные сигнализирующие индикаторы. Само собой и внедрение подобного уровня систем на предприятие в среднем по рынку стоит от 30 000$ до 200 000$.
Если разрабатывать подобную систему самостоятельно под себя, то бюджет может варьироваться от 10 000$ до 100 000$, не учитывая сроки разработки и внедрения, которые нередко составляют нескольких лет.
Естественно подобная роскошь непозволительна перевозчикам до 100-200 единиц транспорта. Особенно в кризис. Когда ты еще не понимаешь, как все это будет у тебя работать.
Поэтому наше решение было создать IT-систему, которая соединяет в себе только самое нужное, подобно швейцарскому ножу. Сделать это доступным - всего за 890 рублей в месяц. И очень удобным - система имеет вэб-версию, Android и iOS платформы.
Вы не обязаны меняться. Выживание - дело добровольное
нам не хотелось, но зачастую в стагнации бизнеса виновато не государство, налоговая инспекция или плохие сотрудники. Всё дело в нашем страхе перед изменениями. Работать по-новому, внедрять технологии, делать бизнес иначе, чем сейчас.
Наша цель в том, чтобы сегодня каждый собственник и управленец внес в список задач “оцифровку бизнеса”. Чтобы он и его сотрудники смогли зарабатывать больше, жить лучше и быть на волне технологического тренда, который вскоре коснется каждой компании.